Ну, и кто здесь шизофреник? (Максим Кононенко)
Николай Волынский
Получилось!
Всё получилось у Андрея Геростратовича Бильжо – бывшего психиатра с физиономией тихопомешанного. По совместительству буржуя, владельца нескольких ресторанов, в том числе и харчевней в Банлерляндии.
Что задумал – то и вышло.
Можно его поздравить: заставил таки публику говорить о себе, совсем забытом. А ведь в иные времена его физиономию вечно изумлённого анацефала неделями показывали по зомбоящику на канале НТВ (В. Шендерович постарался). Его беспомощные карикатурные картинки публиковали (М. Леонтьев подсуетился).
А потом – долгая тишина. Надо полагать яд славы, подобно известному лекарству на основе ртути, (Бильжо знает, что имеется в виду) пропитал Геростратыча до костей. И он решил о себе напомнить. Интересным способом – осквернением могил и памяти усопших.
Как раз в дни 75-летия подвига Зои Космодемьянской он плюнул в сторону погибшей героини ядовитой слюной. Заявил в своём фейсбуке: никакого подвига не было. Никакой героини-партизанки, принявшей от врага мучительную смерть. А была пациентка психиатрической больницы Зоя Космодемьянская. И когда ее схватили немцы, девушка, дескать, просто впала в ступор – обычное дело для душевнобольной. Медицинский факт.
А вы думали – стойкость, храбрость, подвиг… Ага, щас. У шизофреников каждый день такой подвиг. К тому же, она и вовсе молчала, когда гитлеровцы ее «на подиум» вывели. Совсем рта не открыла, нелюдимая такая.
«Подиум» – так Бильжо называет эшафот. Его бы на эту эстраду. «Калинку» спеть. И «Семь-сорок» станцевать. С петлёй на шее.
Между тем, в жизни-то – все наоборот было.
Многочисленные свидетели казни, которых Бильжо никогда не опровергнет, утверждали: не молчала храбрая девушка перед смертью.
Успела крикнуть врагам и предателям из местных: «Всех не перевешаете! Нас – двести миллионов. Сталин придёт!» И он пришёл.
Н-да. Честное слово: мне лично не хотелось прикасаться к Бильжо обувью. Обоняние хотелось пожалеть.
Но и молчать больше нельзя.
Совсем паскудники достали.
Трудно утверждать, о чем думал и в чем был уверен Бильжо, когда выливал нечистоты на могилу погибшей.
Но одно обстоятельство он наверняка сознавал.
Вчерашняя московская школьница Зоя Космодемьянская, ставшая диверсанткой, погибла и ради того также, чтобы сам Бильжо смог вообще появиться на этот свет. А жаль.
И ради того приняла смерть Зоя, чтобы дедушек и бабушек Андрея Бильжо, а возможно, и его родителей, никто никогда не заставил носить на груди жёлтый магендовид – шестиконечную звезду Давида.
Она погибла ради того также, чтобы родичи поганца Бильжо не улетели в небо через печи Освенцима.
Чтобы их трупы не закопали в Бабьем Яру, неподалёку от которого сейчас Бильжо скрывается от народного гнева у друзей из «Правого сектора».
Но дело не только в нем.
Может быть, и не стоило уделять ему столько внимания.
Да только случай сей попутно обнаружил некий печальный феномен современной социальной жизни России.
Не столько выходка психиатра-буржуя поражает. Еще больше шокируют поведение и состояние умственных ресурсов у огромного числа (за редкими исключениями) нынешних записных искателей истины.
Ищут они ее уже постоянно, по несколько лет в популярных посиделках на телезавалинках вроде «Время покажет», «Места встречи», «Права голоса» и навечно застывших в небе «Вечеров с Владимиром Соловьёвым».
Завсегдатаи именно этих собраний пёстрою толпою бросились как бы на защиту доброго имени Зои Космодемьянской.
Казалось бы, что плохого?
Нет, уж лучше бы молчали.
И не демонстрировали, что получается, когда известный герой русского фольклора вздумает помолиться. И лоб разобьёт, и Богу и не помолится.
Знаете, такой ахинеи, такого идиотизма и в таком количестве давно не вываливалось на нас с экранов телевизора. Ну, разве что когда они поздравляли с днём рождения президента Путина.
Аудитория у вышеназванных ток-шоу громадная – десятки миллионов, да еще заграница. То, как размышляют нынче (точнее, не размышляют) записные теледискутанты, отпечатывается матрицей в миллионах мозгов мирных граждан, которые сидят у телевизоров тихо, никого не трогают.
Страшно даже себе представить, скольких наивных и доверчивых людей интеллектуально калечит каждый день телевизионный легион доморощенных искателей истины.
И почему-то нас не удивляет тот странный факт, что за протяжении нескольких лет около отечественного ТВ, особенно вокруг общественно-политических проектов, возник не менее странный, довольно устойчивый отряд этих самых искателей.
Одни и те же люди, словно летучий отряд борделя в метрополии, кочуют из передачи в передачу, из студии в студию, от одного телеведущего к другому. Словно вообще не стало по всей Руси великой, а также на других континентах, нормальных мыслящих людей, интеллектуально не искалеченных.
Иногда, правда, на этих ток-шоу удаётся услышать что-то толковое, например, от учёного-экономиста Делягина, от политолога Гаспаряна, историка Шишкина, журналиста Фефелова или эксперта и вообще неравнодушного к жизни человека с широкой русской душой Сатановского. Ровно столько удаётся услышать, сколько позволяют ведущие телепосиделок.
Ведущие эти ох как круты. По умыслу или, наоборот, по недомыслию тамошние телегуру частенько присоединяются к противникам нормально мыслящих гостей, применяя самый популярный и доступный приём информационной войны: дружный непрерывный вопль. Позволяют говорить в студии всем сразу, чтобы голос правды вообще никто не услышал.
На наших глазах летучий отряд особого дискуссионного назначения отшлифовал стереотипы своего поведения и высказываний. Настолько отшлифовал, что в принципе никого из них можно и не слушать. Известно заранее, что они скажут и даже с какой интонацией. Им телевизионного времени не жалко. Не своё.
Мало того.
Как в старом бродячем театре, некоторые диспутанты даже освоили амплуа!
И вот мы видим в студиях одного и того же вечно злобного и тупого поляка; рядом с ним дрожащего идеалиста немца (чистый Фридрих Гёрдерлин); головотяпа чеха, кретиноидного американца; еще одного заросшего мерзкой щетиной поляка, который к концу своих сентенций, свободных от смысла, забывает, с чего они начинались.
Перед нами истекают злобой ненасытные и амнуэльно-манские бестолковые и невежественные либералы из числа туземцев. Дрожит от разных мыслей знакомый 25 лет младенец со старческим лицом. Сияют благодушием железно уверенные в гениальности изрекаемых политических пошлостей видные депутаты из «Единой России» и из других коммерческих организаций. Грохочет, словно царь-пушка, но все равно впустую, дорическим голосом бывший телекиллер, записавшийся в коммунисты страха ради иудейска…
Словом, очень всё славно и выразительно. Незабываемо. Это вам не Никита Михалков против бабушки Наины (Ельциной), который часто не ведает, что говорит. Напротив, огромный отряд теледискутантов демонстрирует, насколько мощно вскипел их разум возмущённый. Даже перекипает. Извилины возмущённого разума перепутались настолько, что о логике и здравом смысле лучше ему не напоминать. От греха подальше.
Ибо коллективно-усредненный разум кипящий освоил другой, далёкий даже от школьной логики, метод познания окружающей действительности. Он был описан еще при царе Горохе в следующем анекдоте.
Во время визита Хрущёва в США американцы спросили нашего дорогого Никиту Сергеевича: «Может ли простой советский человек купить в магазине автомобиль?» Хрущёв долго молчал и ответил, как отрубил: «А у вас негров линчуют!».
Логика такая, понимаешь. Тонкая. Впрочем, где тонко, там и рвётся.
По здравому смыслу, оскорблённые и даже слегка униженные активисты телепосиделок должны были сначала вникнуть в суть проблемы. Но, похоже, они просто поленились шевельнуть мозгами. А для кого-то такой подвиг не под силу.
И потому дружно завыли одни и те же мантры.
Бильжо – агент мирового антипутинского заговора. Больше: он из тех самых сионских мудрецов, кто сочинял известные протоколы. И потому не способен понять в нашей особой политической жизни главное: в России всегда хороший только царь, а во всем остальном, в том числе и в воровстве и в открытии филиала Академии Наук в Монте-Карло (для изучения рулетки), виноваты плохие бояре. Оттого Бильжо и ему подобные ведут себя вольно и безнаказанно.
Да, Бильжо – пакостник, но подумайте, каким ему, несчастному, еще быть. Детство было у него тяжёлое: он в детстве собак бил, кошек мучил и вешал, птичьи гнезда разорял. Бильжо сказал паскудство ради того, чтоб киевские власти не лишили его лицензии на ресторанную деятельность. А как только он плюнул на могилу Зои, бандеровская власть сразу (вдумайтесь в этот бред!) дала ему лицензию для его харчевни, причём бесплатно...
Скоро некоторые телемудрецы стали намекать, что Бильжо к нам не иначе как инопланетяне забросили. Тут уж я почувствовал: еще немного, и мой собственный разум тоже начнёт выкипать.
В итоге доверчивый и простодушный обыватель усвоил следующее: Бильжо имел основания облить помоями Зою Космодемьянскую. И если он негодяй, так только потому, что отнимал у нас в школе пончики с повидлом. За что ему наше возмущённое: «Вася, ты не прав».
И все же одна надежда у меня лично оставалась.
Вот будет воскресенье! А вечером в «Вестях недели» всенародно любимый наш пропагандист и агитатор, артист шекспировского пошиба и размера Дмитрий Киселёв сделает из психиатра-ресторатора Бильжо отбивную.
Великий момент настал.
Потрясатель телеэфира Киселёв, в треугольной шляпе и в сером походном сюртуке, стал нам рассказывать, что есть, оказывается, на свете люди зрячие и слепые. Есть глухие, золотушные, с перхотью в волосах и без царя в голове. Есть хромые, увечные, однорукие. Безносые – перенёсшие лёгкую форму проказы (но мы уважаем их не только за это). Бывают слепоглухотупоглупонемые. А еще и такие встречаются, кто месяцами носков не меняет.
О ком ты, братец Киселёв? О Зое Космодемьянской?
Не знаю, кто как, а я все же дождался утра, когда Киселёв закончил речь, и понял из неё: есть на свете много зрячих и умных, вроде Дмитрия Киселёва, а поганец Бильжо почему-то видит на свете только слепых и неумных. И что у Киселёва оторвалась пуговица на гульфике, а Бильжо увидел и всем наябедничал.
Защитники, блин. А?!
Отстреливать таких защитников надо! Из рогатки.
Как видим, телевизор нам доказал: способность мыслить у среднестатистического интеллектуала нашей счастливой эпохи изменилась настолько, что отыскать эту способность можно только вблизи плинтуса, а то и ниже.
Это очень печальное, тревожное, наконец, просто опасное явление нашей социальной жизни.
Наши граждане в массе своей просто разучились думать. И даже лучшие из них порой не в состоянии сообразить, на каком свете находятся.
Но ведь, казалось бы, утверждения Бильжо, будто Зою отправили партизанить прямо из надзорной палаты дурдома, должны были немедленно вызвать у знатоков и защитников такой вопрос:
– Где, в какой стране, в какую эпоху и с каких пор в диверсанты берут душевнобольных? Ведь это же спецназ, тут жестокий отбор, и понятно почему: чтобы диверс, как минимум, своих не перестрелял и свои эшелоны вместо вражеских не пустил под откос. Далеко не каждый способен выдержат запредельные физические и психологические нагрузки.
Да соображает ли Бильжо, что говорит? Или душевные болезни уже стали заразными. И от них спасенья нет даже отставным психиатрам, несмотря на все их рестораны, в том числе и в Киеве...
Нет, не задались таким вопросом записные умники из телевизора. И никто им не подсказал. Даже славный Роман Бабаян постеснялся. Душка Владимир Соловьёв тоже смолчал. А ведь каким словоохотливым бывает, особенно по утрам.
В принципе, на этом можно тему закрыть.
Но для верности копнём еще глубже.
Свои «разоблачения» Андрей Геростратыч начинает так: «Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы имени Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдал шизофренией…»
Остановимся.
И допустим, что Бильжо не врёт: читал такую историю.
Значит, судебное дело уже сейчас ему обеспечено. Уже в этот момент он совершил преступление, именуемое разглашением врачебной тайны. Приговор известен заранее и бесспорно.
Как минимум, у Бильжо должны отобрать врачебный диплом и назначить наказание в плане компенсации морального ущерба, который он нанёс подавляющему большинству граждан России.
Тут надо сказать, что история с болезнями Зои возникает не в первый раз.
На заре перестройки в теме отметился некий Жовтис. Его элоквенции охотно напечатал тогдашний невероятно либеральный «АиФ». Были в нем приведены и некие свидетельства граждан, якобы работавших до войны и после в больнице имени Кащенко. Они утверждали: да, в конце 30-х годов там действительно, лежала какая-то девочка с похожими именем и фамилией.
Еще не факт, что это была именно наша Зоя. В мире, знаете ли, найдётся немало совершенно чужих друг другу людей, тем не менее похожих, как две капли воды. Что уж говорить об однофамильцах.
Но главное в другом: сразу после войны некие зловещие люди историю болезни девочки из больницы Кащенко будто бы изъяли. Навсегда.
И теперь догадывайся: была в природе такая история и такая пациентка.
Но если даже была, какую историю болезни читал Бильжо, если он родился через 18 лет после того, как история исчезла?
Тут бы и воскликнуть тому же Железняку или Доренке на весь телевизор: «Да за кого этот осёл нас принимает? К ответу! Судебное преследование по статье 128.1 УК РФ «Клевета» гражданину Бильжо мы обеспечим. Ведь он не просто врал, скажем, по простоте душевной. Он знал заранее, что врёт. Следовательно, налицо умысел, а значит, состав преступления».
А потрясатель телеэфира Киселёв должен и вовсе припечатать поганца и дать всем нам слово, что как только эфир кончится, орденоносец Дмитрий Константинович Киселёв сбегает в ближайшую прокуратуру и тоже оставит на там соответствующее заявление.
Потому что ни Доренко с Железняком, ни Киселёв с Яровой оскорблений терпеть не намерены. Как и все депутаты с телеоракулами вместе. И за правду будут стоять до конца.
До конца всех бильжоноидов.
Но нет, не дождаться нам.
Не только потому, что они и им подобные потрясатели на самом деле очень даже намерены терпеть оскорбления и дальше.
Рабские души, хоть и замаскированные под свободных, не только легко переносят унижения и оскорбления.
Они любят, когда над ними глумятся.
Они, похоже, наслаждаются, когда их бьют в морду сапогом.