На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как уральские большевики убивали родственников В.И. Ленина

На снимке: Виктор Ардашев с детьми

До сих идет спор: кто отдал приказ о расстреле царской семьи? Говорят: без приказа Ленина уральские большевики такого сделать не могли. Дисциплина. Никакой самодеятельности. Оказывается, это не так. В предлагаемом тексте на документальной основе утверждается: уральские красные поступали , как хотели. И даже руководитель их партии В.И. Ленин для них был не авторитет... Что там царь, если они спокойно, не думая о последствиях, арестовывали и расстреливали родственников собственного вождя, главы большевистского правительства

Николай Волынский

Из беседы следователя Н.А. Соколова, который вел "Дело Романовых", и генерала М.К. Дидерикса, осуществлявшего, по приказу Колчака, общий надзор за следствием

– Странное дело… – заговорил генерал Дидерикс. – Странно, что большевики все-таки казнили Романовых. Вы не находите?

– Действительно, странно, – согласился Соколов. – Я тоже много думал об этом. Моё отношение к жидо-коммунистам вам известно. Считаю, что после нашей победы, когда войдем в Москву, вторым надо повесить Ленина, третьим Троцкого. Без обжалования приговора.

– А первым кого? – удивился генерал.

– Первым Керенского.

– Тогда уж вместе с Милюковым и Родзянко. На одном фонаре!

– Вы абсолютно правы, ваше превосходительство, – сказал Соколов, отставляя стакан в сторону. – Что касается большевиков вообще, то, при моем известном к ним отношении, я вынужден признать, что они, сожалению, всё же не дураки. Узурпаторы, негодяи, разбойники, но не идиоты. Зачем Ленину понадобилось вешать себе на шею трупы Семьи, никак не пойму. Ульянов – хитрая бестия. Взять хотя бы Брестский мир. Мне достоверно известно, что в своей банде, которая зовётся «политбюро», Ленин яростно стоял за мир с германцами, доказывая, что Брест всё равно будет коротким. Но оказался один. Все члены его шайки были против договора. Все! Даже недавние германские агенты – а я не сомневаюсь, что большевики брали деньги у кайзера – заявили, что нужно немедленно объявить германцам войну отечественную. И только Ульянов упёрся. Почему? Да потому что армии у красных не было и до сих пор, по существу, нет. А еще и потому, что он рассчитывал на революцию в Германии, причём, скорую. Помимо того, у него на руках сильный козырь – Романовы. И что же? Вместо того, чтобы выгодно продать Семью кайзеру и вообще Европе, выторговать уступки, красные вожди добровольно садятся в яму с дерьмом! После чего по миру распространяется отвратительный миазм... Нет, положительно ничего не понимаю!

– Есть сведения, что Ленину спутали все карты здешние большевики. По указанию Шиффа, которое руками товарищей по партии выполнил Свердлов. Причём, это уже третий раз, когда уральские красные плюнули своему вождю в физиономию, – сообщил Дидерикс.

– Был и первый?

– И первый, и второй. В начале сего года местные большевики арестовали двоюродного брата Ленина – присяжного поверенного и нотариуса Виктора Ардашева.

– Неужели? Впервые слышу! – удивился Соколов. – Впрочем, не сомневаюсь, что главный разбойник наплевал на родственника. У него же сверхценная идея – мировая революция! Ради неё можно уничтожить половину человечества, а уж собственных братьев и сестер – подавно.

– Вот и не угадали, – возразил генерал.

– Любопытно. Можете рассказать? Я весь – внимание.

– Хорошо. Когда большевики бежали из Екатеринбурга, все награбленные ценности они вывезли. А вот часть собственных архивов бросили. Не понимали, что архивы противника – самая большая ценность, и при отступлении в первую очередь эвакуируются не золото, оружие, другие материальные ценности, а именно архивы. Нам досталась масса документов, они хранились в здании Волжско-Камского банка. Вам еще придётся в них покопаться. И среди них оказались улики, проливающие свет на судьбу родственников главного большевика и отношение к ним местных красных. А значит, в известной степени, и к нему, своему вождю. Лично у меня эти документы вызвали, мягко говоря, очень большое удивление.

И Дидерикс рассказал. История оказалась совершенно невероятная.

– Родная тётка Ленина, сестра его матери Любовь Александровна, вышла замуж за екатеринбургского чиновника А.Ф. Ардашева. У них было шестеро детей – пять сыновей и дочь.

Как свидетельствуют захваченные архивы, между детьми Ульяновых и Ардашевых всегда были тёплые родственные отношения. Особенно молодой Ульянов и его жена Крупская были дружны с двоюродными братьями Александром и Виктором.

Оба ленинских кузена, не разделяя политических взглядов молодой четы, проявили, тем не менее, к ней большое сочувствие и внимание. Когда царская власть выслала Владимира Ульянова в деревню Кокушкино, а Надежда Крупская последовала за ним, своим мужем, Ардашевы доставляли ссыльным книги, помогали деньгами, подкармливали. Братья научили Ленина играть в шахматы, он и сегодня, говорят, страстный шахматист.

Большевистский переворот.

Ленин возглавил правительство.

Виктор Ардашев к тому времени работал нотариусом в Верхотурье – небольшом городке недалеко от Екатеринбурга.

Политические пути двоюродных братьев разошлись: Виктор к тому времени был членом кадетской партии, которую большевики объявили враждебной, но ещё не преследовали. Многие знали о высокопоставленном родственнике Виктора Ардашева. Очевидно, и поэтому тоже Виктора и его однопартийцев большевики поначалу не трогали.

Когда же большевики разогнали учредительное собрание, кадеты Верхотурья – а их было всего два или три человека – распространили протестные листовки. За что был арестован глава верхотурской ячейки Владимир Бахтеев и его заместитель – нотариус Виктор Ардашев. Интересно, что арестовывал их видный екатеринбургский чекист Юровский, будущий палач Романовых.

Дальше происходит нечто непонятное. Арестованный Бахтеев был болен, его отправили в тюремную больницу, но скоро выпустили, не предъявив никаких обвинений. А вот его заместитель Виктор Ардашев был убит. Якобы при попытке к бегству.

– Странное это было бегство, – постучал карандашом об стол Дидерикс. – Беглец почему-то получил от охраны пули не в спину, а одну в лоб и две в грудь. Куда он бежал? В сторону конвойных?

Как раз в дни ареста и убийства Виктора его старший брат Александр Ардашев был в Петрограде и навестил Ленина.

Нам известно, что встреча двоюродных братьев была тёплой, а на прощанье Ленин попросил Александра передать привет Виктору – оба они еще не знали, что Виктора уже нет в живых.

Вернувшись в Екатеринбург, Александр узнал об убийстве Виктора. Разумеется, он не только был потрясён зверством местных большевиков.

Александр Ардашев был крайне испуган и, безусловно, шокирован представшей перед ним, как он полагал, истинной сутью личности Ленина.

Разумеется, Ардашев, как и многие другие, полагал, что уральские большевики не посмели бы и пальцем тронуть близкого родственника своего вождя без санкции самого вождя. Несомненно, в тот день красный кузен предстал перед Александром Ардашевым не только безжалостным палачом, но и редкостным циником и негодяем: как же так – передавать приветы мертвецу!

– Да, – согласился Соколов. – На месте Ардашева и я пришёл бы к такому же выводу. – И добавил: – Должен отметить, ваш психологический анализ, генерал, просто великолепен.

– Поэтому… – не обращая внимания на комплимент, продолжил Дидерикс. – Поэтому испуганный Ардашев не только не решился обратиться к Ленину с просьбой разобраться и наказать убийц. Он побоялся вообще напоминать Ленину о себе и сообщать об убийстве брата, резонно заключив, что Ленин и без него прекрасно осведомлён. Во всяком случае, у нас нет данных об их дальнейших контактах.

– Не могу согласиться, генерал, – возразил Соколов. – У вас нет данных? Понятно. Но это не значит, что Ардашев, действительно, с Лениным не связывался и ничего ему не сообщал. И что Ленин оставался в неведении относительно убийства Виктора. Мы, юристы, придерживаемся правила: отсутствие доказательства не есть доказательство отсутствия.

– Вы правы, – легко согласился Дидерикс. – Теоретически. А на практике дальнейшие события и поведение Ленина всё же приводят к выводу: не знал он ничего – и тогда, и много позже. Надо полагать, он и в страшном сне не мог себе представить, что подчинённые ему большевики осмелятся не только безнаказанно истреблять его родственников, но даже нагло не извещать его об этом.

После случившегося, судя по всему, Ардашевы вели себя тихо, от политики и от советской власти держались подальше. За исключением ленинского племянника Георгия – сына того самого Александра Ардашева, который не довёз «привет» до убитого брата.

Георгий Ардашев не состоял во враждебных Ленину партиях. Но и большевиком не был. Племянник Ленина был красным командиром! Он командовал в Екатеринбурге кавалерийским эскадроном. Летом 1918 года екатеринбургские большевики Георгия арестовали и тут же расстреляли «за измену революции».

Ему, оказывается, было приказано разогнать солдатский митинг. Но Георгий Ардашев отказался применить насилие к простым солдатам. Мало того, некоторые бойцы его эскадрона сами приняли участие в митинге.

За всех ответил ленинский племянник. И снова Ленину ничего не известно о судьбе родственника, который не только признал советскую власть, но и добровольно поступил к ней на службу. В противном случае Ленин, безусловно, поднял бы шум – не кадета же или эсера расстреляли!

А всего через три недели после расстрела красного командира Георгия Ардашева Юровский арестовал его отца Александра со всей семьёй – даже малолетних детей взяли! Никаких, пусть формальных, обвинений арестованным предъявлено не было. Теперь уже целой семье ленинских родственников грозило бессудное убийство. Как это похоже на репетицию уничтожения через пару месяцев другой семьи с детьми – семьи Романовых! Не находите?

– Похоже, – согласился Соколов.

– Однако на этот раз нашёлся человек, который вовремя известил Ленина, – продолжил Дидерикс. – И тот сразу же отправил из Москвы в Екатеринбург грозную телеграмму: «Екатеринбург Облосовдеп Сафарову. Прошу расследовать и сообщить мне причины обыска и ареста Ардашевых, особенно, детей. Предсовнаркома Ленин».

Эта телеграмма тоже осталась в бумагах из Волжско-Камского банка – там у большевиков помещалась канцелярия исполкома.

Помогло. Юровский с Голощекиным тут же выпустили арестованных. И опять – безо всяких оправданий своих действий и даже без элементарных объяснений. Так карманник, которого схватили за руку, сбрасывает украденный кошелёк и спокойно скрывается.

Ардашевы были не единственными родственниками Ленина, попавшими под жернова им же раздутого красного террора. Обнаружились сведения, что месяцем раньше в Казани были схвачены другие близкие родственники главного большевика – Первушины. На этот раз «за связь с контрреволюционным подпольем». Ленин узнал об этом буквально за несколько часов до их расстрела, но успел послать телеграмму в Губчека и вырвать родственников из рук своих же соратников – красных палачей.

– Как вам такие новеллы? – спросил Дидерикс.

– Очень, очень странно… – произнес в раздумье Соколов. – Надо сказать, удивительные сюжеты изобретает гражданская война…

– Есть основания допустить, что и судьбу Романовых местные большевики решали самостоятельно, без непосредственного участия Ленина? Что его просто поставили его перед фактом.

– Допустить-то можно, – почесал затылок Соколов. – Однако сие не означает…

– Да-да! – подхватил Дидерикс. – Вы, Николай Алексеевич, абсолютно правы: это не означает, что наше с вами отношение к Ленину может измениться в положительную сторону.

– И я полностью с вами согласен, генерал! – заявил Соколов. – Не важно, сам ли отдавал Ленин приказ убить Романовых или их убили местные большевики по собственной инициативе. Факт остается фактом: он все равно остается главным убийцей, даже если самолично не расстреливал Семью в подвале ипатьевского особняка. Ленин создал партию, которая приговорила к уничтожению всю династию и должен ответить за это преступление по суду и закону.

– Вы меня радуете, – с тёплой откровенностью произнёс Дидерикс. – Радует ваша принципиальная позиция и приверженность к закону в наши… беззаконные времена.

– Что же... – вздохнул Соколов. – Как бы то ни было... Повторю: я понял, что не смогу жить с чистой совестью, если хотя бы не попытаюсь отыскать истину. Даже если это кажется невозможным.

На снимке: Виктор Ардашев с детьми.

Николай Волынский. "Наследство последнего императора-2"

Теги события:

расстрел царской семьи Ленин Колчак Ардашевы гражданская война

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх